В 2020 году был расторгнут каждый десятый госконтракт
В 2020 году было расторгнуто 13,9% от числа госконтрактов, заключенных в рамках 44-ФЗ, а в 2019-ом - 20,2%. При этом по контрактам в рамках 223-ФЗ показатели составили 6,8% и 12,3% соответственно. Чаще всего расторгались рамочные контракты на сумму невыбранного остатка. Таковы результаты исследования Аналитического центра при Правительстве РФ, проведенного по заказу Министерства финансов России.
Отмечается, что 2020 год «не является показательным для оценки тенденций в связи с существенным влиянием в этом году введенных мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции». Среди них – поправки к 44-ФЗ, позволившие госзаказчикам изменять существенные условия контрактов с единственными поставщиками при ряде закупок.
Примечательно, что достаточно высокая доля расторгаемых контрактов связана не с недобросовестными действиями заказчиков, а с рядом других причин. Главная из них - обоюдное соглашение сторон. 20% от количества заключенных в 2019 году контрактов были прекращены по этой причине и 97,64% от количества всех расторгнутых - в 2019 году.
Чаще всего расторгаются контракты на предоставление услуг гостиничного хозяйства и общественного питания, поставку продукции лесного, сельского и рыбного хозяйства, а также предоставление коммунальных услуг и поставку продукции субъектов естественных монополий (вода, пар, энергия, газ), социальных услуг и услуг в сфере здравоохранения. С началом пандемии, в 2020 году, выросло число расторгнутых контрактов в сфере культуры, искусства, развлечений и отдыха.
В 2020 году процент выполнения расторгнутых контрактов по 44-ФЗ равнялся 56,8%, а в 2019 году - 69,7%. Средний уровень исполнения контрактов до их расторжения с 2017 года составляет 66% от общего объема контракта.
По итогам анализа размещенных в Единой информационной системе документов было также выявлено, что практически всегда (в 93% случаев) заказчики не дают обоснование для расторжения контракта по соглашению сторон, а лишь указывают на сам факт такого расторжения.
Источник: Аналитический центр при правительстве РФ