Общий объем контрактов госкомпаний вырос в 2016 году на 11% — до 21,1 трлн руб.

24.01.2017

Общий объем контрактов, заключенных заказчиками в рамках закупок по закону "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ) вырос в 2016 году на 11%, до 21,1 трлн рублей с 18,9 трлн рублей в 2015 году, следует из проекта доклада Минэкономразвития о мониторинге применения 223-ФЗ, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с положениями доклада.

По данным министерства, в прошлом году госкомпании и другие заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с нормами 223-ФЗ, разместили в единой информационной системе (ЕИС) в области закупок более 1,5 млн извещений о закупках на общую сумму 25,7 трлн рублей. При этом общий объем заключенных контрактов составил 21,1 трлн рублей.

Большая часть закупок была проведена не конкурентными способами закупки, к которым Минэкономразвития относит закупки у единственного поставщика (36% от общего числа закупок) и закупки с применением "иных способов" (59%).

"Количество "иных способов" закупок, проводимых заказчиками, увеличилось в 2016 году на 983 способа, — отмечается в докладе Минэкономразвития. — Отсутствие в 223-ФЗ требований к способам закупок привело к тому, что заказчиками применяется уже более 4,48 тыс. способов определения поставщика, которые, в том числе, маскируют закупки у единственного поставщика".

В документе отмечается, что наибольшие объемы закупок пришлись на строительные работы (3,8 трлн рублей или 14,8% от общего объема закупок) и услуги по оптовой торговле (3,2 трлн рублей или 12,7%).

При этом крупнейшими заказчиками по 223-ФЗ Минэкономразвития считает ПАО "Роснефть" (6,1 трлн рублей), ПАО "Газпром" (1 трлн рублей), ПАО "Аэрофлот" (600 млрд рублей), ЗАО "РН-Транс" (500 млрд рублей) и ОАО РЖД (400 млрд рублей).

По результатам прямых закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2016 году были заключены контракты на общую сумму 2,1 трлн рублей.

На конец 2016 года в ЕИС в качестве заказчиков было зарегистрировано 86,4 тыс. организаций (223-ФЗ и 44-ФЗ). При этом 8,5 тыс. таких организаций в прошлом году не провели ни одной закупки — ни по 223-ФЗ, ни по 44-ФЗ. "Данная информация свидетельствует о возможных признаках нарушения законодательства о закупках, которое выражается в регистрации в ЕИС лица, не являющегося заказчиком, но действующего под видом заказчика, — говорится в документе. — Такая практика создает риски мошенничества".

В проекте доклада отмечается также, что в прошлом году в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ поступило 825 жалоб на проведение закупок по 223-ФЗ (153 жалобы в 2015 году). Из них ФАС признала обоснованными 364 жалобы (136 годом ранее). Также в 2016 году служба выписала 571 (38 в 2015 году) предписание по устранению нарушений в сфере закупок, было возбуждено 103 дела и выпущено 88 постановлений о наложении штрафов.

В целом, в своем проекте доклада о мониторинге применения 223-ФЗ Минэкономразвития отмечает, что в настоящее время нормы этого закона "не позволяют обеспечить информационную открытость закупок, развитие добросовестной конкуренции, а также доступность закупок для субъектов МСП".

Как сообщалось, ранее низкую эффективность закупок госкомпаний (по итогам 9 месяцев 2016 года) отмечала Счетная палата РФ.

"Относительная экономия закупок по закону "О контрактной системе" (44-ФЗ) за 9 месяцев 2016 года составила 9,2%, или 265 млрд рублей, — говорил в декабре 2016 года аудитор СП РФ Максим Рохмистров. — Относительная экономия по закупкам госкомпаний (223-ФЗ) составила 1,8%, или 258 млрд рублей. Сэкономленные суммы близки, но объемы закупок, по результатам которых была получена экономия, — несопоставимы".

Тогда же М.Рохмистров относил к основным проблемам с применением норм 223-ФЗ отсутствие перечня оснований для заключения контракта с единственным поставщиком, отсутствие исчерпывающего перечня конкурентных способов закупок, большое число операторов электронных площадок.