О чем говорили чиновники в первый день сочинского форума

28.02.2017

В первый день инвестиционного форума в Сочи его участники обсудили, как повысить производительность труда, побороть теневой сектор и наладить работу госпрограмм, а премьер-министр изложил тезисы плана по росту экономики

Низкие зарплаты тормозят эффективность

Россия способна догнать ведущие страны по уровню производительности труда, но только в долгосрочной перспективе — от шести до 15 лет. Такого мнения придерживаются 75% из 500 руководителей и собственников промышленных предприятий, которые приняли участие в исследовании, представленном на одной из первых сессий Российского инвестиционного форума в Сочи. В возможность достичь уровня продуктивности других стран в срок до пяти лет уверены только 20,7% респондентов. Среди авторов исследования — Минпромторг и Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина.

Повышение эффективности компаний может приводить к увольнениям, однако в перспективе это поможет создать новые — и причем высокооплачиваемые — рабочие места, заявила в Сочи вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец. Сейчас число вакансий в стране находится на уровне около 1 млн, этот показатель не сокращался с 2012 года, сказала она. Основным препятствием для роста производительности труда, по оценке Голодец, являются сокращение инвестиций и отсутствие у предпринимателей стимулов вкладывать в техническое перевооружение. Этих стимулов сейчас нет из-за дешевой рабочей силы, считает Голодец: 4,9 млн человек работают за минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который сам по себе ниже прожиточного минимума.

Для повышения производительности нужно улучшать администрирование программ по субсидиям или развитию промышленности, а также искать новые точки роста для стимулирования инвестиций, убеждал замглавы Минпромторга Василий Осьмаков. Но если посмотреть на все планы правительства за последние пять—семь лет, то задача по повышению производительности формулировалась всегда и формулировалась довольно четко, однако не исполнялась даже на 50%, отметил Алексей Кудрин. Первый фактор, на который стоит обратить внимание при решении этой проблемы, — качество государственного управления, считает он. Сложность заключается еще и во внедрении новых технологий — несмотря на рост инвестиций в годы высоких цен на нефть, производительность «с каждым годом снижалась и снижалась», заявил Кудрин. Повышение эффективности невозможно и при слабом техническом прогрессе — доля инновационной продукции растет минимальными темпами, несмотря на объемы затрат, указал глава ЦСР. По концепции долгосрочного развития, принятой в 2008 году, эта доля должна была вырасти до 40%, однако сейчас составляет лишь 9%.

Как сбалансировать бюджет

Министр финансов Антон Силуанов в ходе сессии «Межбюджетные отношения. В поиске равновесия» обозначил четыре вопроса, которые возникают при поиске баланса федерального бюджета и бюджетов регионов. По его словам, не всем руководителям субъектов очевидно, что бюджет региона и его инвестиционная привлекательность взаимосвязаны. «Бюджет [субъекта] зачастую превращается в филькину грамоту: вроде там записали одно, а делаем другое», — сказал Силуанов. Второй вопрос: межбюджетные отношения — это иждивенчество или мотивационный инструмент к развитию? Третий вопрос: что ждет регионы дальше — увеличение зависимости от центра или больше самостоятельности? Необходимо понять, как будет строиться система межбюджетных отношений и что делать дальше — проводить единую политику для всех субъектов или давать больше самостоятельности с учетом особенностей регионов. Еще одна тема для обсуждения при поиске равновесия в межбюджетных отношениях — налоговые новации: как они повлияют на бюджеты субъектов — разбалансируют или, наоборот, приведут к улучшению.

Кудрин предложил дать регионам больше свобод и провести реформу контроля и надзора. Еще один пункт на пути к межбюджетному балансу, по мнению главы ЦСР, — сокращение числа субсидий из федерального бюджета хотя бы до двадцати с установлением более четких и лаконичных требований к их получателям. С этим согласился Силуанов, но подчеркнул, что отказываться полностью от субсидий нельзя, так как они являются инструментом регулирования отраслей.

27 февраля в Сочи открылся инвестиционный форум. Гости обсудили налог на роботов, технический прогресс, «экспорт интеллекта», «налог на тунеядство» и многое…

Вывести монтажников из тени

Для того чтобы вывести самозанятых граждан из теневого сектора, есть два подхода, рассуждал замглавы Минэкономразвития Олег Фомичев на сессии «Легализация для самозанятых: согревающая перспектива или обжигающая реальность?». Первый — ужесточение налога на самозанятых и усиление контроля, второй — создание условий для добровольной легализации граждан. В идеальной ситуации два этих подхода следует объединить, считает Фомичев: «В нормальных условиях, если человек не участвует в легальных отношениях, не платит налоги, то у него должны быть ограничены возможности для получения разного рода социальных услуг, которые предоставляются за счет средств других налогоплательщиков, ограничения, связанные с пенсионной системой, и так далее». Вариант же «кнута» в нынешних условиях — «тупиковый», заявил он, так как не позволит легализоваться «гаражной экономике».

Власти ранее освободили от уплаты налогов и взносов на два года несколько категорий самозанятых — нянь, репетиторов, домработниц и сиделок. «Начальство» решило легализовать те категории, которые работают на него, а «всех остальных пока отодвинули на второй план», иронизировал на той же сессии глава Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин. Власти и правда обратили внимание не на самые популярные категории самозанятых, не затронув монтажников, ремонтников и парикмахеров, которых значительно больше, сказал первый зампред думского комитета по экономической политике Владимир Гутенев, ссылаясь на статистику по патентам для самозанятых.

Дмитрий Медведев (в центре)

Новый экономический план

В пленарном заседании сочинского форума принял участие премьер-министр Дмитрий Медведев. Он раскрыл детали проекта плана по повышению темпов роста экономики в 2017–2025 годах, который готовится в правительстве и призван повысить темпы роста до среднемировых или выше. Среди основных направлений плана — создание устойчивой среды, повышение эффективности труда и создание инфраструктуры для внедрения цифровой экономики. Власти хотят трансформировать структуру экономики, увеличить несырьевой экспорт, реализовать новые инвестпроекты, описывал премьер. Устойчивой средой он назвал меры, направленные на обеспечение стабильности макроэкономической динамики и ведения бизнеса, в том числе устойчивость систем налоговых и неналоговых платежей, тарифов естественных монополий, принципов контрольно-надзорной деятельности и мер господдержки. По словам премьера, в ближайшие пять лет рынок труда испытает дефицит квалифицированных кадров, так что повышение эффективности труда — второе ключевое направление плана.

Третье направление плана — так называемая умная экономика. «Электронные технологии должны охватывать все сферы — от торговли и логистики до госуслуг, от промышленности и образования до жилищно-коммунального сектора и здравоохранения. Для этого необходимо создавать правовую и физическую инфраструктуру для перехода к цифровой экономике», — заявил Медведев. «У России есть все слагаемые, чтобы стать одной из ведущих технологических стран мира. У нас есть интеллектуальный потенциал, у нас есть ресурсы», — подчеркнул премьер.

Нежизнеспособные стратегии

После пленарного заседания, где Медведев рассказал о стратегии роста экономики, часть участников форума обсуждали, как избежать «подготовки нежизнеспособных стратегий». Речь в основном шла о госпрограммах. Глава Минэкономразвития Максим Орешкин, сидевший до этого в президиуме рядом с премьером, рассказал, что последние несколько лет правительство находилось в «осадном положении». Власти «с боем» принимали бюджет, после чего подстраивали под него госпрограммы, из-за чего они не работали, сказал Орешкин. Но теперь бюджет будет стабильным даже при низких ценах на нефть.

В работе со стратегиями надо выделять приоритеты, указывал директор департамента проектной деятельности правительства Андрей Слепнев. Раньше к приоритетным проектам, которые он курирует, относились несерьезно, но ситуация изменилась, когда они стали «реальным фактором приватизации ресурсов», описывал он. Теперь уже инициатив по новым проектам и направлениям слишком много, отметил он.